Articles Comments

Professional Factory » Регионы, Транспорт » Исследование рынка туристских услуг Республики Алтай: транспортная инфраструктура

Исследование рынка туристских услуг Республики Алтай: транспортная инфраструктура

i-mСуществующая планировочная организация туризма в Республике Алтай связана с историей освоения рекреационных ресурсов, транспортной доступностью и удаленностью. На сегодняшний день сложились три основных туристских района:

  • нижняя Катунь (долина Катуни в Майминском и Чемальском районе);
  • северная часть Телецкого озера и верховья Бии;
  • верхняя Катунь (от с. Усть-Кокса до с. Тюнгур).

Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Транспортная система Республики Алтай в существенной степени зависит от физико-географических и экономико-географических условий окружающей территории: наличия сложного рельефа горных хребтов, долин, континентального климата (что увеличивает стоимость дорожно-строительных работ). Существенные ограничения для функционирования транспорта в республике связаны также с наличием государственной границы (необходимость наличия спецпропусков), охраняемых заповедных территорий.

Автомобильный транспорт

Уровень обеспечения автомобилями в Республике Алтай в 2012-2013 гг. составил 352-356 транспортных средства на 1 тыс. населения и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. С наступлением туристического сезона, транспортный поток в Республику Алтай увеличивается в несколько раз. Следствием такого положения является ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества дорожно-транспортных происшествий.

Географические особенности республики обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного (90% всех видов перевозок) и авиационного. В республике отсутствует железнодорожный и речной транспорт. В настоящее время все пассажирские и грузовые перевозки осуществляются автомобильным транспортом.

Сеть автомобильных дорог в Республике Алтай представлена федеральной и территориальными автомобильными дорогами. Общая протяженность дорог на 1 января 2014 г. протяженность автодорог составила 3 656,3 км, из которых 539,2 км приходится на дорогу федерального значения М-52 «Чуйский тракт», 2 902,9 км – это дороги регионального значения, 214,2 км – дороги местного значения.

Из 2902,9 км автомобильных дорог регионального значения 2 348,4 км или 80,9 % с твердым покрытием, 554,5 км или 19,1 % – грунтовые. При этом дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтобетон, черногравийное покрытие) составляют 784,3 км, протяженность переходного (гравийного) покрытия насчитывает 1564,1 км. В основном дороги I –V технической категории.

На автомобильных дорогах содержится 410 мостов длиной 8994,2 пог. м, из них 184 моста капитального типа длиной 5269,6 пог. м, а также 2241 водопропускная труба длиной 27147,6 м.

Федеральная автомобильная дорога М-52 «Чуйский тракт» (техническая категория – II и III) является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск – Бийск – Ярантай (Монголия); Урумчи – Исламабад – Карачи). Общая протяженность М-52 составляет 962,6 км, из которых большая часть – 538,7 км пролегает по территории Республики Алтай. В 2008 г. введена в эксплуатацию автодорога Горно-Алтайск – Турочак – Таштагол, протяженностью 180 км, открывающая сквозное движение между Республикой Алтай и Кемеровской областью.

Обеспеченность автомобильными дорогами в республике на 13% ниже, чем в среднем по стране, но на треть выше, чем в среднем по Сибирскому Федеральному округу (32,9 против 21 км на 1000 км² территории).

Железнодорожный транспорт

В силу физико-географических особенностей железнодорожное сообщение в Республике до сегодняшнего момента отсутствует. Ближайшая железнодорожная станция находится в Алтайском крае, г. Бийск (100 км от Горно-Алтайска). Туристы, желающие приехать в Республику Алтай по железной дороге, вынуждены расстояние от Бийска до Горно-Алтайска и далее, до мест туристического притяжения на такси или частных автомобилях, что существенно увеличивает время пути. Большинство же туристов следуют по железной дороге до г. Барнаула (Алтайский край), а далее пользуются автомобильным транспортом.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в России на период до 2030 года содержит проект строительства железнодорожной ветки «Бийск – Горно-Алтайск». Строительство железной дороги отнесено к основным направлениям развития транспортной инфраструктуры в Алтайском крае в сфере железнодорожного транспорта до 2015 года. Цель проекта, имеющего статус социально-значимого, обеспечить регион выходом на сеть железных дорог страны. В рамках этого проекта компания «Сибгипротранс» предложила для рассмотрения два варианта дороги:

1) «Катунский вариант»: железная дорога пройдет по ее правому берегу реки Катунь и через село Майма выйдет к будущей станции Горно-Алтайск. Длина трассы – 122,6 км, стоимость строительства – 10,4 млрд. рублей.

2) «Полевой вариант»: железная дорога пройдет по левому берегу Катуни на расстоянии около 10 км от самой реки и выйдет к будущей станции Горно-Алтайск, минуя Майму. Длина трассы – 115,2 км, стоимость строительства – 9,86 млрд. рублей.

Сроки реализации проекта пока не уточнены.

Авиатранспорт

В столице Республики Алтай располагается аэропорт «Горно-Алтайск», возобновивший свою работу в 2010 г. после 20-летнего перерыва. В результате масштабной реконструкции более чем в два раза была удлинена взлетно-посадочная полоса, что позволяет принимать среднемагистральные самолеты.

В настоящее время выполняются регулярные авиарейсы по маршрутам: Горно-Алтайск – Новосибирск – Горно-Алтайск, Горно-Алтайск – Москва – Горно-Алтайск, Горно-Алтайск – Красноярск – Горно-Алтайск.

Обустройство современного и комфортного аэропорта в большой мере будет способствовать продвижению Республики Алтай на мировой туристический рынок, так как подавляющее большинство иностранных туристов получит возможность прибывать в республику на самолетах.

Водный транспорт

В связи с отсутствием на территории Республики Алтай судоходных рек водный транспорт в Республике Алтай не развит.

Таким образом, проведенный анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры позволяет заключить, что Республика Алтай обладает недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. В республике не представлены следующие виды транспорта: железнодорожный и речной. Если речной транспорт не представлен по объективной причине отсутствия судоходных рек, то железнодорожный в силу сложившейся исторической ситуации только начинает развиваться. Автомобильный и воздушный также недостаточно развиты.

Сформирована нормативно-техническая и правовая база развития дорожного хозяйства. Вместе с тем отмечается низкий темп развития региональных автомобильных дорог, инфраструктуры придорожного сервиса Республики Алтай, несоответствие уровня обслуживания международным стандартам.

Written by

Filed under: Регионы, Транспорт · Tags: , ,

Добавить комментарий