Articles Comments

Professional Factory » Безопасность, Инвестиции, Промышленность » Проблемы финансирования и инвестиционного обеспечения аэрокосмических проектов

Проблемы финансирования и инвестиционного обеспечения аэрокосмических проектов

Кризис для российской аэрокосмической промышленности – это в первую очередь падение спроса на продукцию предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.Вторая общесистемная проблема – снижение доступности инвестиционных ресурсов.

Авиационная промышленность и двигателестроительные активы традиционно считаются одними из наиболее наукоемких, высокотехнологичных и системообразующих отраслей российской промышленности. Они занимают доминирующие позиции среди оборонных отраслей промышленности по объему производства и реализации продукции, стоимости основных фондов предприятий, численности высококвалифицированного персонала.

Кризис внес определенные коррективы в достижение намеченных целей, сдвинул реализацию ряда инвестиционных проектов. Однако установки стратегического характера, заложенные в аэрокосмические проекты, остались неизменными.

Политика в области инновационного развития и модернизации аэрокосмической отрасли базируется на ряде отраслевых стратегий и программ развития, основной целью которых является увеличение доли конкурентоспособной отечественной продукции на мировых рынках за счет развития высокотехнологичных производств.

Разработкой аэрокосмической техники в России занимаются свыше 70 предприятий, в том числе: около 20 – самолетной и вертолетной, свыше 20 – авиационных двигателей, около 30 – приборов, агрегатов, систем.

Производство сосредоточено на 166 промышленных предприятиях (из них 131 – серийные заводы), из которых 36 производят самолеты и вертолеты, 21 выпускает авиационные двигатели, свыше 60 поставляют приборы, системы, агрегаты для авиационной техники.

Также в отрасли имеются так называемые «прочие» предприятия, к которым относятся корпорации и холдинги, объединяющие сохраняющие юридическую самостоятельность предприятия, а также дочерние, посреднические, снабженческие, внедренческие предприятия, медицинские учреждения и др.

Процессы разгосударствления предприятий аэрокосмической отрасли обострили дефицит финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инвестиционных проектов. Для решения указанной проблемы необходимо привлекать наиболее доступные источники финансирования, так как космическая деятельность в России осуществляется в соответствии со следующим принципом: «привлечение внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации» [1].

Современный этап развития авиационной промышленности связан с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности до 2015 г. [2], консолидацией потенциала отрасли на прорывных направлениях. Стратегия предусматривает развитие высокотехнологичного сектора российской экономики с точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности. Несмотря на кризисные явления в экономике, Стратегия сохраняет свою актуальность для отрасли на уровне поставленных целей и решаемых задач.

Значительное число крупномасштабных проектов реализуется в рамках Федеральной космической программы России на 2006–2015 годы [3]. Одним из крупнейших космических проектов последних лет является создание глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС [4].

Аэрокосмические проекты имеют важнейшее значение для обеспечения экономической безопасности и стратегического развития государства, укрепления научно-технического потенциала отрасли и расширения международного сотрудничества в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей. В соответствии с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [5] космическая деятельность, разработка и производство авиационной техники относятся к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства.

В аэрокосмической отрасли России реализуются большое количество крупномасштабных высокотехнологичных и наукоемких проектов, с использованием уникального и дорогостоящего оборудования. Для удержания занятых рыночных позиций на мировом рынке необходима разработка и реализация инвестиционных проектов, связанных с обновлением основных фондов, так как предприятия отрасли испытывают острую потребность в замене устаревших техники и технологии.

Поддержание необходимого уровня инвестиционных вложений в инновационную деятельность является необходимым условием обеспечения экономической безопасности отрасли. Автор рассматривает дефиницию «инвестиционное обеспечение экономической безопасности» как способность системы обеспечить инновационное развитие и расширенное воспроизводство в результате использования инвестиционных ресурсов.

Аэрокосмические проекты разрабатываются с целью внедрения важных научно-технических достижений, создания принципиально новых технологий, техники и доведения их до практической реализации, а также развития научных исследований и технических разработок в наиболее перспективном направлении науки и техники – космосе, для укрепления национальной безопасности государства. Каждая система, внедряемая сегодня в аэрокосмической отрасли, должна соответствовать Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [6].

Инновационный и инвестиционный процессы взаимосвязаны – проектные разработки не могут воплотиться в жизнь и тем более принести коммерческий эффект без соответствующих инвестиционных вложений. Развитие спроса, его диверсификация и конкурентные условия рынка, как в части продукции, так и в части ресурсов, приводят к необходимости инвестировать в совершенствование хозяйственной деятельности значительный капитал.

В условиях развития рыночных отношений источники финансирования проектов диверсифицируются, появляется возможность многоканального их использования. Проекты, осуществляемые в аэрокосмической отрасли, могут финансироваться за счет собственных и заемных средств. Особенностью финансирования отраслевых проектов является использование наряду с собственным капиталом государственных субсидий, иностранного капитала и грантов. Особой и получившей существенное развитие формой финансирования аэрокосмической отрасли является лизинг, сочетающий в себе элементы кредитного финансирования под залог, арендные отношения, расчеты по долговым обязательствам и иные финансовые отношения.

В развитых странах мирового сообщества существенным источником финансирования различных проектов аэрокосмической отрасли является их прямое государственное финансирование в рамках выполнения государственного заказа.

Космонавтика и авиация являются доминантой международного могущества любого государства, гарантом его безопасности и эталоном научно-технического развития. По уровню финансирования гражданской космической деятельности Россия занимает 5-е место среди ведущих космических стран мира. Объем данного финансирования в 2008 г. составил: США – 17,90; Европейское космическое агентство – 4,21; Франция – 1,75; Япония – 1,69; Россия – 1,54; Индия – 0,92 млрд. долл. [7].

Вопросы использования привлеченных и заемных платных источников инвестирования достаточно подробно исследованы в современной экономической литературе. Однако специфика аэрокосмической отрасли, особенности ее организационной и производственно-коммерческой структуры предоставляют уникальные возможности в сфере аккумулирования капитала из внешних источников финансирования.

Так, основными источниками финансирования проектной деятельности ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в 2005–2009 гг. являлись собственный капитал, заемные долгосрочные средства и средства федерального бюджета. Увеличение уставного капитала произошло за счет дополнительной эмиссии акций в 2005 г. и 2009 г. При этом изменилась структура собственников и капитала за счет привлечения средств зарубежного участника – компании World’s Wing SA, которая приобрела 25% + 1 акции ЗАО «ГСС». Эта сделка была завершена в апреле 2009 г., общая стоимость приобретенных акций составила 183 млн. долл. Кроме того, для финансирования использовались целевые средства, полученные в рамках гранта стран Европейского Союза.

Выбор варианта финансирования предполагает сравнение множества показателей по каждому варианту. К ним относятся следующие компоненты: источник финансирования, объем финансирования, уровень платы за привлеченные ресурсы (номинальная ставка) и стоимость капитала, график выплат и принцип их начисления, условия сделки, связанные с налогообложением, величина транзакционных расходов по сделке, минимально необходимый объем собственных источников инвестиционного капитала. Алгоритм представляет собой поэтапный расчет и логический анализ затрат, имеющих место при определении наиболее приемлемых источников и методов финансирования проектов.

Реализация выбранной схемы финансирования проекта оказывает комплексное влияние на величину будущих денежных потоков проекта – изменения происходят не только в части кэш-флоу от инвестиционной и финансовой деятельности, но и в части результатов оперативной деятельности, так как изменяется сумма налоговых отчислений и расходных статей.

Привлечение средств из внешних возмездных источников финансирования основывается на принципах срочности, возвратности и платности, т.е. деньги предоставляются на определенный срок с условием выплаты вознаграждения за право их использования. От точной идентификации угроз, правильного выбора измерителей их проявления, т.е. системы индикаторов экономической безопасности, зависит адекватность оценки экономической безопасности аэрокосмических проектов и отрасли в целом.

проведено сравнение трех методов приобретения оборудования по проекту: самофинансирования, кредитования и финансового лизинга. Выбор метода финансирования проекта основан на минимизации расходов. Оценка цены привлекаемых ресурсов включает определение внешней, номинальной, и внутренней стоимости. Расчеты включают определение стоимости лизинга для лизингополучателя и лизингодателя на основе сопоставления затрат с альтернативными вариантами финансирования проекта.

Для оценки инвестиционной привлекательности проектов в диссертации предлагается использовать методику, основанную на результатах SWOT-анализа деятельности предприятий аэрокосмической отрасли с составлением соответствующих матриц. Детализированный SWOT-анализ позволил выделить сильные и слабые стороны предприятий аэрокосмической отрасли, определить угрозы экономической безопасности и сформулировать рыночные возможности. Для подержания отрасли на высоком конкурентном уровне эти проблемы должны быть не только идентифицированы, но и решены.

Долгосрочный характер аэрокосмических проектов требует реализации мероприятий по снижению рисков российских производителей (особенно во внешнеэкономической деятельности) при формировании и регулировании контрактных цен. При заключении контрактов с зарубежными партнерами используется, как правило, фиксированная корректируемая цена опционов: в случае увеличения цены опциона риски переносятся на зарубежного заказчика, в пределах опциона (2–3 года) ценовые риски полностью ложатся на российского исполнителя. В диссертации предложена методика ежегодной корректировки цены опциона на продукцию, выпускаемую в рамках международных аэрокосмических проектов, согласно которой для расчетов цены опциона применяется общий структурный коэффициент изменения трудовых, материальных и финансовых затрат, определяемый на основании обзора стоимости и цен компаний «The McGraw-Hill Companies, Inc.» и «Global Inside» (провайдеры инвестиционных исследований и рейтингов).

Экономический смысл индикатора заключается в оценке целесообразности использования источника в инновационном инвестировании.

Значение индикатора (KVi) находится в пределах: 0< KVi ≤1.

Важно отметить, что если использование источника инвестиций не предполагает затрат по его привлечению и использованию, или они бесконечно малы по сравнению с объемом инвестиций, т.е. данный источник относится к типу безвозмездных источников, то расчет индикатора (KVi) теряет смысл.

Соответствие фактического значения индикатора (KVi) диапазону значений экономической безопасности:

1. KVi→0 – источник финансирования является безвозмездным.

2. KVi≤a, где a – средняя процентная ставка по банковским кредитам, означает, что данному источнику финансирования следует предпочесть банковский кредит.

3. a<KVi≤1– использование данного источника финансирования инвестиций является высокозатратным и отрицательным образом влияет на обеспечение экономической безопасности аэрокосмических проектов.

Использование международного опыта организации внешнеэкономических лизинговых схем позволяет привлекать в проекты аэрокосмической отрасли иностранные инвестиции.

Механизм финансирования проектной деятельности с использованием международного лизинга дает возможность осуществлять модернизацию основных фондов российского производителя авиационной и космической техники за счет привлеченных долгосрочных зарубежных источников финансирования.

Спецификой использования методов финансирования в аэрокосмической отрасли является долгосрочность осуществляемых в ней проектов, которая предопределяет необходимость привлечения долгосрочных и существенных по объемам источников финансирования. В свою очередь, объемы долгосрочных инвестиций и сроки, на которые они могут быть привлечены, зависят от инвестиционного климата в России и инвестиционной привлекательности предприятий и проектов аэрокосмической отрасли.

 Список источников

1. Федеральный закон «О космической деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ.

2. Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года. – Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, 2005.

3. Мероприятия Программы выполняются за счет средств федерального бюджета в объеме 305 млрд. руб. и привлекаемых внебюджетных средств в объеме 181,8 млрд. руб. Оценка величины экономического эффекта от результатов космической деятельности в социально-экономической и научной сферах показывает, что в результате реализации Программы обобщенный экономический эффект в период 2006–2015 гг. прогнозируется на уровне 500 млрд. руб. в ценах 2005 г.

4. Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» / Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 587. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российские космические системы».

5. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

7. По данным Федерального космического агентства.

8. Михалко Е.Р. Оптимизация распределения инвестиционных ресурсов для экономической безопасности производственных систем // Автоматизация и современные технологии. – 2011. – № 8.

9. Питулько С.Ю. Внешнеэкономический лизинг: организационные аспекты и банковское участие (на примере аэрокосмической отрасли) // Банковские услуги. – 2009. – № 11.

10. Питулько С.Ю. Критерии выбора лизинговых компаний разработчиком инвестиционного проекта (на примере аэрокосмической отрасли) // Вестник Финансовой академии. – 2008. – № 4 (48).

11. Россия в цифрах. 2009: крат. стат. сб. / Пред. ред. кол. В.Л. Соколин ; Росстат – M., 2009.

12. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. – 2007. – № 6.

13. Сухарев О.С. Экономика технологического развития. – М.: Финансы и статистика, 2008.

14. Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Written by

Filed under: Безопасность, Инвестиции, Промышленность · Tags: , , ,

Добавить комментарий