Articles Comments

Professional Factory » Промышленность, Технология » Реализация проекта создания космического ракетного комплекса Байтерек

Реализация проекта создания космического ракетного комплекса Байтерек

bajterek

Рынок космических пусковых технологий и услуг представляет собой высокодоходный бизнес, освоение космической деятельности выступает сильным фактором мировой конкурентоспособности.

Глобализация мировой экономики привела к созданию современного экономического сообщества, где каждая национальная экономическая система тесно взаимосвязана с другими. Приоритетными задачами в условиях современной ориентации мировой экономики на высокотехнологичное производство являются обеспечение экономической безопасности государства, развитие национальной аэрокосмической отрасли, возможность использования передовых космических и ракетных технологий во всех сферах государственного строительства.

После распада Советского Союза космодром «Байконур» , с которого осуществлялись запуски тяжелых ракет-носителей «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжелого класса, все элементы которого изготавливались бы из отечественных комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных либо на территории России, либо в ближайшем зарубежье.

Казахстанский космодром «Байконур» имеет большое международное значение. «Байконур» – один из трех космодромов планеты, наряду с космодромами «Мыс Канаверал» (США) и «Цзюцюань» (Китай), предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту.

Космодром «Байконур» начал строиться 12 февраля 1955 г. , в 1957 г. приобрел статус космодрома, а в 1970–1980-х являлся крупнейшим космодромом Советского Союза. После развала СССР в 1990-х гг. космодром отошел Казахстану. Россия и Казахстан в 2004 г. подписали долгосрочное межгосударственное соглашение на аренду космодрома до 2050 года. Парламент Казахстана ратифицировал соглашение о продлении договора аренды до 2050 года в апреле 2010 г.

В 2009 г. с «Байконура» осуществлено 24 запуска ракет-носителей (больше, чем со всех космодромов США), что составляет 75% российского количества запусков за год и 32% общемирового количества. На 2010 г. запланировано 42 запуска (однако не все запуски будут реально выполнены).

Начало стратегическому научно-техническому сотрудничеству в области ракетостроения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан было положено 22 декабря 2004 г. (г. Москва) подписанием Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности.

В соответствии с подписанным Соглашением, для создания КРК «Байтерек» и его дальнейшей эксплуатации на принципах равенства российской и казахстанской сторон было образовано АО «Совместное Российско-Казахстанское предприятие «Байтерек» (СП «Байтерек»). Учредителями СП «Байтерек» выступили: со стороны России – ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, со стороны Республики Казахстан – Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов.

Создание СП «Байтерек» стало важнейшим шагом на пути к созданию инновационного космического ракетного комплекса «Байтерек» на космодроме «Байконур» на базе ракеты-носителя (РН) «Ангара» и решению вопросов финансирования этого крупномасштабного проекта.

Реализация проекта «Байтерек» для России – это возможность продолжения использования космодрома «Байконур» и осуществления поэтапного перехода к эксплуатации нового экологически безопасного космического ракетного комплекса.

Республика Казахстан в свою очередь получила благоприятные возможности для развития национальной аэрокосмической промышленности и космической программы. Благодаря этому масштабному международному проекту «Байтерек» Казахстан сможем войти в ряд мировых космических держав, заложить основы полноценной космической отрасли страны с соответствующей инфраструктурой, создать новые рабочие места и подготовить национальные квалифицированные кадры. При этом очень важен аспект приобретения опыта практической космической деятельности.

В настоящее время проект «Байтерек» является самым крупномасштабным международным космическим проектом на постсоветском пространстве и открывает широкие перспективы участникам проекта.

Одним из ключевых моментов межгосударственных договоренностей является то, что российская сторона до ввода в эксплуатацию стартового комплекса КРК «Байтерек» должна обеспечить летные испытания КРК «Ангара» на космодроме «Плесецк».

Для строительства КРК «Байтерек» была определена пусковая установка № 40 площадки № 200 космодрома «Байконур». Предварительно планировалось, что строительство космического ракетного комплекса «Байтерек» займет не более четырех лет, ориентировочным сроком первого запуска с него ракеты-носителя «Ангара» был определен 2008 год.

Но время внесло свои коррективы. В 2007 г. российская сторона объявила о реальных сроках летных испытаний ракеты «Ангара» – легкого класса в 2010 г., тяжелого класса – в 2011 г. Таким образом, и сроки создания КРК «Байтерек» сдвинулись. Первый запуск ракеты был перенесен на 2014 г.

В 2008 г. в качестве возможной базы для КРК «Байтерек» рассматривалось несколько существующих площадок на Байконуре. Было принято решение использовать в проекте площадку № 250 (УКСС, Универсальный комплекс стенд-старт РН «Энергия»), с которой совершались запуски по программе «Энергия-Буран», с соответствующей доработкой имеющегося оборудования [1]. Акт о проведении рекогносцировочных работ по размещению наземного комплекса КРК «Байтерек» на площадках №№ 250, 250А, состоящий из 31 документа, был подписан всеми членами комиссии.

Новая трасса полетов ракет-носителей «Протон-М» с наклонением опорной орбиты 48 градусов, опробованная в 2007 г., в будущем станет трассой полетов ракеты класса «Ангара», которая будет запускаться с ракетного комплекса «Байтерек». По заключению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, эта трасса является безопасной.

Начиная с 2005 г., ведется работа по выбору территории Карагандинской области для приема первых ступеней ракет «Ангара-5», рассматривались три варианта выбора районов падения. В настоящее время имеется положительное заключение по материалам предварительной оценки воздействия КРК «Байтерек» на окружающую среду.

Вместе с тем, центр падения в Актогайском р-не (Карагандинская обл.), определенный в качестве наиболее оптимального, является рискованным, так как в этом месте расположено пять населенных пунктов, в которых проживает более 1,5 тыс. человек. Выбор траектории полетов ракеты-носителя должен быть сделан более тщательно, так как речь идет о безопасности населения Казахстана.

Вследствие неудачного запуска с космодрома «Байконур» РН «Протон-М» 6 сентября 2007 г., через 135 сек. после старта обломки ракеты и японского спутника JCSat–11 упали в 40–50 км юго-западнее г. Джезказган (Казахстан), залив его окрестности гептилом – высокотоксичным топливом. Несмотря на быструю ликвидацию последствий экологической катастрофы, Казахстан потребовал от России компенсационную выплату в размере 60,7 млн. долл., Россия добилась снижения суммы компенсации до 2,5 млн. долл.[2].

В 1999 г. также произошли две аналогичные аварии ракет типа «Протон» в Карагандинской обл. (Казахстан), в результате которых сумма компенсационных выплат России составила 0,5 млн. долл.

В связи с этим возросла актуальность создания экологически более безопасной ракеты-носителя класса «Ангара», которая должна запускаться с КРК «Байтерек».

На момент подписания Соглашения о создании КРК «Байтерек» общая стоимость проекта «Байтерек» в ценах 2003 г. составила 223 млн. долл. Однако впоследствии произошло значительное удорожание энергоресурсов, падение курса доллара. К тому же проведенные ревизии и обследования состояния имущества комплекса «Байконур», которое будет использовано для строительства КРК «Байтерек», показали, что 80% оборудования морально и физически устарело, остальная часть требует ремонта. Все эти моменты не были учтены в эскизном проекте, поэтому на базе технико-экономического обоснования предстоит согласование дополнительного объема инвестиций и новое прохождение государственной экспертизы.

Реализация крупномасштабных аэрокосмических проектов является одним из условий непрерывного интеграционного развития России и Казахстана. Организация финансирования таких проектов приобрела особую актуальность и значимость в условиях рыночной экономики при выборе наиболее приемлемых и адекватных для двух государств источников финансирования КРК «Байтерек».

Несмотря на то, что необходимы определенные корректировки и по срокам, и по финансированию, и по техническим параметрам проекта КРК «Байтерек», сложная работа дальнейшему развитию космической деятельности двух государств продолжается. Будут предприняты все возможные усилия, чтобы уникальный космический проект по созданию экологически безопасного космического ракетного комплекса «Байтерек» на космодроме «Байконур» занял свое достойное и прочное место на земле и в космосе.

 Список источников
1. «Байтерек» определяет свое место на земле и в космосе // Казинформ. – 2008. – 24 окт. – Режим доступа: http://www.inform.kz/rus/article/219152.
2. Казахстан не даст России пуска // Астану не устроил размер компенсации за аварию «Протона». – Газета «Коммерсантъ». – 2007. – 19 дек. – № 234 (3810).
3. Официальный сайт СП «Байтерек». – Режим доступа: http://www.bayterek.kz.        

Written by

Filed under: Промышленность, Технология · Tags: , , ,

Добавить комментарий