Articles Comments

Professional Factory » Банки, Безопасность, Финансы » Регулирование риска несбалансированной ликвидности

Регулирование риска несбалансированной ликвидности

world_bank_moneyКризисные явления в экономике США и других стран мира привели к хронической нехватке ликвидных средств. Отсутствие источников рефинансирования лишило кредитные организации возможности получения таких средств на рынке. Это привело к необходимости вмешательства в решение данного вопроса финансовых властей.

Мировой финансовый кризис начался в США с массовых неплатежей по ипотечным кредитам, вызвавших рост риска несбалансированной ликвидности сначала в национальной [1], а затем в мировой банковской системе [2]. Меры нейтрализации этого явления стали предметом дискуссий на антикризисном саммите G20 [3]. Его участники пришли к выводу о необходимости создания органа макропруденциального [4] регулирования мировой банковской системы [5], а центральные банки приступили к ужесточению мер банковского надзора с учетом страновых последствий финансового кризиса [6] и рекомендаций Базеля I, Базеля II и Базеля III. Во многих странах было активизировано внедрение систем риск-оиентированного банковского надзора за несбалансированной ликвидностью [7].

В условиях финансового кризиса проблема риска несбалансированной ликвидности в России стала актуальной как для банковской системы в целом, так и для ряда банковских групп. В целях обеспечения финансовой устойчивости и конкурентоспособности ведущие банки группы первыми стремятся внедрить новые правила и рекомендации и разработать на их основе продукты и технологии рискориентированного банковского надзора [8].

Целью представленного исследования является оценка особенностей финансового кризиса в банковской сфере России, а также тех инструментов, которыми денежные регуляторы воздействуют на ликвидность банков в рамках рекомендаций Базеля II и Базеля III. В результате предлагается заимствовать (с доработками) концепцию кредитного поля, используемую для моделирования бизнес-процессов коммерческих банков.

Финансовый кризис и ликвидация его последствий в банковской сфере. Особенности финансового кризиса и ликвидации его последствий в банковской сфере России достаточно подробно проанализированы в ряде научных работ [9]. В целом его последствия сводятся к следующему.

В России кризисные явления наиболее полно начали проявляться в сентябре — октябре 2008 г. В отличие от Запада экономический спад в России сразу же получил название «кризис ликвидности» за счет снижения доступности и повышения стоимости внешнего фондирования для российских заемщиков. В ответ увеличился спрос на финансовые ресурсы на внутреннем рынке. Однако их предложение лишь сокращалось, произошел отток средств иностранных портфельных инвесторов с рынка, снизились котировки российских ценных бумаг. Ситуацию накалила паника национальных агентов, которая привела к усугублению рецессивных процессов и полному спаду деловой активности в стране [10]. Оказались подорванными основы рыночного рефинансирования банковской системы. Одновременно стали уменьшаться остатки на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, резко сократились объемы кредитования, особенно в национальной валюте. Дополнительно к этому недоверие в среде финансовых посредников привело к неэффективному распределению денежных средств, направляемых из Центрального банка Российской Федерации (кризис доверия) своим клиентам. Поступая в самые крупные банки, средства замораживались по причине неопределенности ситуации и в целях поддержания ликвидности. У мелких и средних банков такой «подушки ликвидности» не существовало. В связи с этим ведущие экономисты и аналитики предрекали трудности российской банковской системе и в дальнейшем [11].

Именно в период финансовой нестабильности актуально говорить о важности поддержания платежеспособности и ликвидности коммерческих банков. Для этого необходимо применение скоординированных мер банковского сообщества и финансовых властей, в частности, мер по управлению возросшими рисками в банковской сфере. При этом приоритетным становится регулирование риска несбалансированной ликвидности банков, подразумевающее как риск недостатка, так и риск избытка быстрореализуемых активов. В период современного кризиса наблюдается недостаток банковской ликвидности, однако известны случаи, когда группа кредитных организаций, которая в определенный момент рецессии из-за недоверия к контрагентам накопила большие объемы неработающих денежных средств и оказалась подвержена риску избыточной ликвидности. Как недостаток, так и избыток ликвидности регулируются мерами банковского менеджмента, подчинением данной цели тактики и стратегии банка и мерами финансовых властей.

Методы управления риском несбалансированной ликвидности. Обзор методов управления риском несбалансированной ликвидности в России и за рубежом представлен в ряде работ [12]. В рассмотренной выше ситуации Банком России и Министерством финансов Российской Федерации для его регулирования были выбраны различные инструменты воздействия на ликвидность коммерческих банков. Один из них — создание системы обязательных резервных отчислений как элемента регулирования общей ликвидности банковской системы, используемого для контроля денежных агрегатов посредством изменения денежного мультипликатора. Кроме того, Банк России организовал систему рефинансирования коммерческих банков. Изменение уровня ставки оказало позитивное влияние на объем денежной массы, спрос и предложение на кредитном рынке, а в результате — на ликвидность отдельных банков и банковской системы в целом. Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования стали депозитные операции с кредитными организациями, предоставляющие последним возможность разместить на депозит в центральном банке временно свободные денежные средства. Между Банком России и коммерческими банками проводятся операции РЕПО — операции с обратным выкупом.

Регулирование рисков ликвидности включает контроль за соблюдением банками обязательных нормативов ликвидности (Н2, НЗ, Н4). В случае их нарушения к проблемным банкам применяется сначала комплекс предупредительных, а затем и принудительных мер. В дополнение к этой мере центральный банк производит оценку финансового состояния банков и на базе полученных данных подразделяет их на классификационные группы. На основе полученных оценок строится политика Центрального банка Российской Федерации по отношению к каждой кредитной организации.

Важная составляющая политики регулирования банковской ликвидности — система гарантирования вкладов населения. Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами [13].

В период кризиса Центральный банк Российской Федерации во взаимодействии с правительством России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику в рамках государственного антикризисного законодательства. Самой неотложной задачей в сентябре — октябре 2008 г. правительство России объявило укрепление финансовой системы страны. В первую очередь требовалось обеспечить погашение внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Для достижения указанных целей в октябре 2008 г. Государственная дума Российской Федерации приняла во втором и третьем чтениях поправки в федеральный бюджет на 2008 — 2010 гг., в соответствии с которыми увеличивались суммы финансирования по отдельным антикризисным направлениям. Были также приняты поправки в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», расширяющие полномочия банка преимущественно в секции РЕПО [14]. Центральный банк Российской Федерации получил статус участника биржевых торгов, что позволило ему не только оперировать государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг.

Министерство финансов России поддерживало ликвидность банков с помощью еженедельных аукционов по размещению коротких депозитов, а Центральный банк — посредством ежедневных операций РЕПО. Государственные корпорации также приняли участие в предоставлении дополнительной ликвидности банковской системе за счет многомиллиардных средств, находившихся ранее практически без движения [15]. Однако антикризисный пакет правительственных стабилизационных мероприятий принял конкретные очертания только в новом Федеральном законе от 13 октября 2008 г. № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Финансовая поддержка адресована четырем группам получателей: корпоративному сектору, банковской системе в целом и системообразующим банкам, фондовому рынку и частным вкладчикам банков. До 31 декабря 2009 г. Банк России предоставлял Внешэкономбанку кредиты (размещение годичных депозитов по ставке LIBOR + 1%) до 50 млрд. долл. США на обслуживание и погашение российскими компаниями иностранных кредитов, полученных ими до 25 сентября 2008 г.

На постоянной основе вне антикризисного пакета оказывалась оперативная помощь банковской системе: увеличен капитал крупнейших банков, расширен круг банков — получателей кредитов по сделкам прямого РЕПО, снижены ставки по ломбардным кредитам, валютным свопам. В рамках антикризисного пакета частные вкладчики получили рост гарантий Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по депозитам с действовавших 100 тыс. до 700 тыс. росс. руб. в 100%-ном размере.

Важным в антикризисном пакете является Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.», в соответствии с которым разработан комплекс мер по предупреждению банкротства банков в целях укрепления стабильности банковской системы. Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» вправе осуществлять совместные меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в российских банках.

В настоящее время после направления в АСВ предложения об участии в предупреждении банкротства банка Банк России вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала данного банка до величины собственных средств. На АСВ также могут быть возложены функции временной администрации. Мероприятия по предупреждению банкротства банков осуществляются за счет средств инвесторов, Агентства по страхованию вкладов, Банка России, в том числе за счет остатков средств федерального бюджета, предоставленных в качестве дополнительного имущественного взноса России в имущество АСВ до 200 млрд. росс. руб.

Поправки, внесенные в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», изменили требования к размеру уставного капитала и минимальному размеру собственных средств российских банков. Так, в нем определено, что минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка и минимальный размер собственных средств банка должен составлять 180 млн. росс. руб. (до внесения изменений — рублевый эквивалент 5 млн. евро, что составляло более 200 млн. росс. руб.). С 15 октября 2008 г. нормативы Фонда обязательного резервирования (ФОР) во внеочередном порядке были снижены и унифицированы на рекордно низком уровне — 0,5% (по каждой категории резервируемых обязательств), что обеспечило банковской системе до 350 млрд. росс. руб. дополнительной ликвидности.

В соответствии с поправками, внесенными в статью 46 упомянутого выше Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», с 20 октября 2008 г. началось проведение аукционов по предоставлению Банком России 120 банкам беззалоговых кредитов на общую сумму до 700 млрд. росс. руб.

Изначально Центральный банк Российской Федерации мог предоставлять банкам кредиты без обеспечения до шести месяцев, а в дальнейшем данный срок был увеличен до одного года. Банк России издал ряд указаний и писем, благодаря которым стало возможным расширить ломбардный список и тем самым предоставить российским банкам дополнительные возможности пополнения ликвидности. Активно применялся и такой инструмент, как манипулирование ставкой рефинансирования. С февраля 2008 г. ставка повышалась в целях ограничения роста инфляции. В декабре 2008 г. она достигла пика (13%).

Начав снижать ставку, Банк России намеревался повысить спрос на кредитные ресурсы в экономике и обеспечить рост деловой активности, ограничивая доступность централизованных средств для тех банков, которые пытались направить полученную ликвидность на спекулятивные операции.

В целом поддержка Министерством финансов России и Центральным банком крупных российских банков в 2008 — 2009 гг. составила более 1,5 трлн. росс. руб., а банковской системы — до 900 млрд. росс. руб. (всего — 2,4 трлн. росс. руб., или примерно 5,5% ВВП).

Серьезной преградой для эффективного использования выделенных средств стало их применение не по назначению. Несмотря на это, наблюдались положительные сдвиги в финансовой сфере. Как отмечали специалисты Всемирного банка, меры по поддержке финансового сектора экономики России позволили «добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротства крупных банков, был возобновлен процесс консолидации банковского сектора» [16].

Перспективы и задачи перехода от рекомендаций Базеля IIк Базелю III. Современную экономико-правовую среду в области банковского надзора и регулирования капитала формируют нормы Базельского комитета, Всемирного банка и других международных организаций. В результате принятия Базельского соглашения Базель I (1988 г.), ориентированного на управление капиталом банка через разработку норматива достаточности капитала банков с учетом уровня риска в международном масштабе, было дано определение размера банковского регулятивного капитала [17]. Банкам предписывалось разделять требования к контрагентам на несколько общих классов, которые объединяют сходные типы заемщиков.

Вместе с тем широкое применение банками нетрадиционных финансовых схем и распространение новых финансовых инструментов привело к увеличению финансовых рисков, что ослабило достигнутый в 1990-х гг. эффект, связанный с повышением капитальных коэффициентов, а соответственно, и способность банков противостоять финансовым кризисам.

В целях дальнейшего обеспечения безопасности и устойчивости финансовой системы в 2004 г. Базельский комитет принял новое соглашение по капиталу, имеющее три основных компонента, — Базель II [18].

В рамках первого компонента у банков появилась возможность выбирать способ расчета кредитного риска — это может быть стандартизированный подход, фундаментальный подход или усовершенствованный на основе кредитных рейтингов. Банки должны пользоваться тремя способами расчета кредитного риска в порядке возрастания чувствительности к риску: фундаментальный подход — на основе показателей; стандартизированный и усовершенствованный подходы — на основе современных критериев. Они должны включать в расчет риска операционный риск. При этом предусмотрены альтернативные способы расчета операционного и кредитного рисков.

Наряду с существующими механизмами передачи кредитного риска, такими, как кредитные гарантии или синдицирование и секьюритизация кредитов, Базель II признает более широкий круг инструментов по сравнению с Базелем I и имеет более широкий уровень защиты [19]. В нем представлена более подробная и точная методология секьюритизации.

В рамках второго компонента (надзорный процесс) Базель II устанавливает четыре основных принципа банковского надзора:

  • установка банками процедур оценки достаточности их капитала с учетом профиля рисков;
  • рассмотрение и оценка органами надзора внутренних возможностей банка для достаточности капитала и принятие мер при неудовлетворенности ими;
  • ожидание от банков превышения минимально обязательного уровня капитала вследствие отсутствия корректировок на потребность капитала при расчете кредитного, рыночного и операционного рисков и установление дополнительных требований к капиталу банков;
  • недопущение уменьшения капитала ниже минимального уровня.

Третий компонент (раскрытие рыночной информации) содержит подробный перечень требований, предъявляемых к раскрытию банковской информации и призванных использовать давление партнеров и рынка для внедрения банковской дисциплины и осмотрительного управления рисками. Требования включают публикацию количественной и качественной информации о рисках, капитале, принципах и процедурах управления рисками.

Следует отметить, что новое соглашение о капитале, по сути, ознаменовало рождение новой парадигмы банковского надзора — перехода от надзора, основанного на формальном выполнении обязательных нормативов, к рискориентированному надзору. При этом необходимо подчеркнуть, что условно Базель II, включая все его компоненты, должен быть внедрен в России к 2012 г.

На заседании Группы управляющих центральных банков и глав надзорных органов стран — участниц Базельского комитета по банковскому надзору, состоявшемся в сентябре 2010 г., было объявлено о существенном усилении действующих требований к капиталу. Кроме того, на нем был представлен новый пакет международных нормативов — Базель III (на саммите G20 в Сеуле его подписали главы государств данной группы) [20].

Основной смысл Базеля III заключается во введении линейки обязательных нормативных коэффициентов, регулирующих достаточность капитала и ликвидность, а также ограничивающих включение в состав капитала банков некоторых видов финансовых активов. Так, согласно Базелю III необходимый минимальный объем акционерного капитала (Common Equity) повышен с 2 до 4,5% по отношению к размеру активов. Необходимый минимальный объем капитала первого уровня (Tier 1 Capital) увеличен с 4,5 до 6% по отношению к размеру активов.

Основной капитал должен состоять только из обыкновенных акций и нераспределенной прибыли. Совокупный объем основного (Tier 1 Capital) и дополнительного (Tier 2 Capital) капитала должен быть равен не менее 8% от размера активов. Помимо этого, вводится дополнительное требование по созданию резервного капитала (Capital Conservation Buffer) в объеме 2,5% от активов. Отношение совокупного капитала к активам за счет появления резервного увеличено с 8 до 10,5% (Capital Conservation Buffer). Предусматривается создание контрциклического капитала в размере от 0 до 25% активов. Требования к его созданию будут вводиться регуляторами в период экономического роста. Ряд активов, в частности, отсроченные налоговые активы, права по обслуживанию ипотечных кредитов, инвестиции в финансовые компании, либо полностью исключаются из расчета капитала, либо их доля ограничивается до 10%.

Таким образом, можно констатировать, что по сравнению с Базелем II нормативы Базеля III стали более жесткими, а многие показатели, которые в рамках предыдущего соглашения были рекомендательными, теперь стали обязательными.

Концепция кредитного поля коммерческих банков и ее применение в целях разработки методов рискориентированного надзора. Внедрение в России к 2012 г. требований Базеля II и последующее внедрение нормативов Базеля III означает переход на рискориентированные технологии управления риском несбалансированной ликвидности. Применительно к практике кредитования это означает необходимость расчета и использования рисков не только отдельно по каждой категории, например, рисков кредитного портфеля (количественной составляющей), но и разработку методов учета операционных рисков, сопровождающих процессы формирования и исполнения кредитных обязательств (качественной составляющей).

Учет операционных рисков позволяет планомерно управлять изменениями банка, его развитием — это путь к повышению эффективности его бизнеса [21]. Внедрение учета влияния операционных рисков на банковские операции позволит комплексно перейти к рискориентированному надзору за параметрами несбалансированной ликвидности коммерческого банка, что в полном объеме и предусматривает Базель III.

Анализ степени разработанности данной проблемы выявил, что для отдельного банка исследования проводились не в полной мере [22]. Вопрос остался открытым для банковской группы. В ней системообразующий банк кредитует не только отдельных заемщиков, но и их коллективных представителей, в число которых могут входить управляющие компании холдингов, кредитных кооперативов, другие сложноподчиненные своими отношениями коммерческие банки. В таком случае перечень операционных рисков существенно расширяется, усложняется их влияние на кредитные риски, что требует разработки новых моделей взаимодействия банка со своими клиентами и проведения на их основе масштабных исследований.

В порядке обсуждения возможности создания подобных моделей целесообразно определить концепцию кредитного поля коммерческого банка, выдвинутую в целях моделирования и исследования кредитных отношений территориально разобщенных хозяйствующих субъектов, вовлеченных в процедуры банковского кредитования [23]. Следует подчеркнуть, что эта концепция соответствует тенденциям агрегированного подхода к формированию учетно-аналитических бизнес-пространств, имеющих различное функциональное содержание.

Теоретические основы формирования кредитного поля коммерческого банка базируются на синтезе идей К. Левина (психологическое поле) [24], П. Бурдье (теория семантических полей) [25], Г. Пановой (кредитная политика коммерческого банка) [26] и др. Однако исследование феномена поля в современной экономической литературе находится на начальном, эмпирическом этапе развития, хотя прецеденты употребления термина «поле» уже существуют (информационное, единое информационно-аналитическое, финансовое, инвестиционное, денежное поле и т. д.).

В процессе накопления материала для выработки системной характеристики кредитного поля необходимо исследование отдельные аспектов кредитного процесса. Среди них: механизм обеспечения возвратности кредита, оценка кредитоспособности заемщика, анализ кредитного портфеля, совершенствование системы кредитования и т. д. При этом следует учитывать, что кредитная деятельность коммерческого банка — совокупность форм организации взаимоотношений банка с клиентами, действующих с целью извлечения прибыли, по привлечению и предоставлению денежных ресурсов на условиях срочности, возвратности, обеспеченности. При соблюдении резервных и иных обязательных требований она может носить активный и пассивный характер.

Область заключения кредитной сделки — взаимное пересечение плоскостей всех структурных компонентов кредитных обязательств. Последними являются: основные субъекты кредита (банк-кредитор и предприятие-заемщик); объект кредитования (стоимость кредита); субъекты, определяющие условия взаимодействия кредитора и заемщика по движению стоимости кредита (а именно: банковская система, вкладчики банка, в том числе государство); участники обеспечения исполнения кредитных обязательств (гарант, поручитель, страховщик и др.).

Кредитные операции наиболее содержательно классифицируются с применением термина «тип». Каждый тип кредитных операций имеет свой жизненный цикл, отличный от цикла отдельного банковского кредита. Кредитная сделка уникальна и за время своего существования проходит жизненный цикл, состоящий из четырех стадий кредитования: планирование, предоставление, управление и погашение кредита, которые последовательно сменяют друг друга. Стадии кредитного процесса банка в целом и жизненного цикла отдельного кредита в частности тождественны между собой, агрегированы и повторяемы. Не являясь отдельной стадией, анализ осуществляется на протяжении всего жизненного цикла отдельной кредитной сделки.

Жизненный цикл банковского кредита определяется как период от момента положительного решения по кредитной заявке потенциального или реального заемщика до прекращения действия условий кредитного договора, заключенного на основании рассмотренной заявки по поводу возвратного движения кредитных средств.

Таким образом, понятие «кредитное поле» предлагается в качестве комплексного концептуального понятия, характеризующего кредитную деятельность коммерческого банка. Под ним понимается некое виртуальное пространство, испытывающее на себе влияние законов кредита, норм банковского законодательства, принятой банком кредитной политики, пространственной удаленности клиентов и партнеров. Между его участниками возникает совокупное единство разного рода обязательственных отношений (экономических, организационных, правовых, коммуникативных и др.) относительно производства, спроса и предложения кредитных операций и их продуктов.

Залогом успешного функционирования кредитного поля является обязательность исполнения законов кредита. К числу основных относятся законы возвратности предоставляемого кредита; платности кредита; обеспечения кредита как со стороны заемщика, так и со стороны банка; равновесия между высвобождаемыми и перераспределяемыми на началах возвратности ресурсами; временной ограниченности кредита; диверсификации кредита. Каждый закон кредита имеет свою количественную определенность и рискологическую классификацию.

Кредитное поле коммерческого банка охватывает три взаимодействующие системы: банк, его клиентов (реальных и потенциальных) и внешнюю среду. Основу долговременной концепции развития кредитного поля составляют шесть принципов:

  • объективность;
  • адекватность;
  • адаптивность;
  • открытость;
  • амплификация;
  • научная обоснованность.

Кредитное поле несет в себе объективное и субъективное начала — имея дуалистическую природу и являясь интегрированной категорией, оно характеризует кредитные отношения не только с экономической точки зрения, но и с позиций социологии, права, психологии. Комплексность проведения анализа кредитных операций коммерческого банка предполагает оценку его кредитного поля.

Декомбинация кредитного поля позволяет выделить следующие статусные плоскости:

  • количество кредитных заявок;
  • кредитный потенциал банка;
  • кредитоспособность заемщиков;
  • качество заключенных кредитных договоров;
  • кредитный мониторинг;
  • эффективность деятельности кредитного подразделения банка;
  • качество управления кредитными ресурсами.

Список статусных плоскостей не претендует на полноту — для конкретного банка он может быть расширен или сокращен. С момента своего основания в каждый период времени коммерческий банк имеет определенный статус в каждой из статусных плоскостей. Совокупный статус кредитного поля коммерческого банка выглядит как ломаная линия, называемая статусным профилем. Оптимальный вариант последнего — прямая линия, соединяющая максимальные значения элементов кредитного поля. Расширение функций кредитного поля тождественно расширению его границ и, соответственно, увеличению взаимоотношений в рамках его пространства. Позитивный эффект от расширения кредитного поля выражается прежде всего в увеличении клиентской базы коммерческого банка и финансовой безопасности его функционирования, а также в снижении риска несбалансированной ликвидности с учетом качественных показателей операционных рисков.

Таким образом, теоретическая ценность представленного исследования работы заключается в комплексном анализе проблемы риска несбалансированной ликвидности как одной из основных причин возникновения глобального финансового кризиса, выявлении возможных путей его централизованного регулирования и изучении в системе банковской группы на основе концепции кредитного поля коммерческого банка.

Практическая ценность работы определяется увязкой проблемы с рекомендациями Базеля II и Базеля III, регламентирующими обязательный учет операционных рисков коммерческих банков, и переход за счет этого, к риск-ориентированному надзору за банковской деятельностью на расширенной новой количественной и качественной основе.

Источники:

[1] Шустер, Д.Г. Эпицентр. Парадоксы глобального кризиса. — СПб.: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2010. — 224 с.

[2] Гринин, Л.Е., Коротаев, А.В. Глобальный кризис в ретроспективе: Краткая история подъемов и кризисов: от Ликурга до Алана Гринспена. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 326 с.

[3] Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике // Официальный сайт Президента Российской Федерации.

[4] Этот термин произошел от английского prudential — разумный, дальновидный, расчетливый.

[5] Dubkov, S. Banking System and Banking Supervision in the Republic of Belarus at a Time of Global Financial and Economic Crisis // BSCEE Conference. Minsk, May 2009. p. 15; Дубков, С. Эволюция надзора за деятельностью банков во второй половине XX — начале XXI в. // Банкаускi веснiк, 2009, № 34. С. 14 — 20.

[6] Финансовый кризис в России и мире // Под ред. Е.Т. Гайдара. — М.: Проспект, 2009. — 256 с.; Аксенов, В.С., Гельвановский, М.И., Нестеренко, Ю.Н. и др. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. — 205 с.

[7] Этот риск проявляется в результате массового востребования вкладов клиентами банка (включая досрочный отзыв средств со срочных и сберегательных вкладов), что может иметь серьезные последствия для банка, вплоть до банкротства. Данный вид риска может провоцироваться также риском избытка быстрореализумых активов.

[8] Дубков, С.В. О механизме рискориентированного банковского надзора // Материалы Первой международной научно-практической конференции по вопросам банковской экономики «Банковская система: устойчивость и перспективы развития», Полесский государственный университет, Пинск, Республика Беларусь, 20 — 22 мая 2010 г. С. 165 — 168.

[9] Российская экономика. Тенденции и перспективы. — М.: Проспект, ИЭПП, 2010. — 704 с.: Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы. М.: Проспект, ИЭПП, 2010. — 656 с.; Дмитриева, М.Э., Дробышевский, С.М., Наркевич, С.С. Трунин, П.В. Российская банковская система в условиях кризиса. — М.: Изд-во «Дело» РАНХ, 2010. — 128 с. и др.

[10] Егоров, А.В. Каналы переноса дестабилизации на российский финансовый рынок // Банковское дело, 2008, № 12.

[11] Вырковский, А. Перед штормом. Неплатежи по кредитам могут похоронить российскую банковскую систему // Forbes, 2009, апрель.

[12] См. например: Дробышевский, С.М., Синельников, Е.В., Сорокина, А.В. и др. Международный опыт антикризисной политики. — М.: Изд-во «Дело» РАНХ, 2010. – 224 с.; Налоговая политика в условиях международного финансового кризиса // Под ред. А.П. Зрелова. — М.: «ЭкООнис», 2010. — 254 с. и др.

[13] Указание Банка России от 16 января 2004 г. № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (с изменениями).

[14] Государственная дума Российской Федерации приняла «антикризисные» поправки в бюджет и законы по поддержке банковской системы.

[15] Грицкевич, Д. Минфин и ЦБ спешат на помощь // Cbonds review, 2008, № 10.

[16] Доклад об экономике России, № 18.

[17] Базельский комитет по банковскому надзору. Сборник документов и материалов. — М.: ЦПП ЦБ РФ, 1997.

[18] Вяткин, В.Н., Гамза, В.А. Базельский процесс: Базель-2 — управление банковскими рисками. — Изд. 2-е, доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 191 с.

[19] Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы (Базель II).

[20] Пресс-релиз Базельского комитета по банковскому надзору от 12 сентября 2010 г. (Базель III).

[21] Сазыкин, Е.Д. Управление операционным риском в коммерческом банке. — М.: Вершина, 2008. — 272 с.

[22] См., например: Бажаева, Н.Л. Система управления операционными рисками кредитного портфеля // Автореферат кандидата экономических наук. — М.: ГУУ, 2006. — 23 с.

[23] Симаева, Н.П. Кредитное поле коммерческого банка // Автореферат кандидата экономических наук. — Волгоград: ВолГУ, 2003. —25 с.

[24] Левин, К. Теория поля в социальных науках / Пер. Е. Сурпина. — СПб.: Речь, 2000.

[25] Бурдье, П. Начала. Choses dites / Пер. с фр. Н.А. Шматко. — Москва: Socio-Logos, 1994.

[26] Панова, Г.С. Кредитная политика коммерческого банка. — М.: ИКЦ «Дис», 2006.

Written by

Filed under: Банки, Безопасность, Финансы · Tags: , , , , ,

Добавить комментарий