Articles Comments

Professional Factory » Регионы » Социально-экономические особенности экономики ЯНАО

Социально-экономические особенности экономики ЯНАО

janaoЯмало-Ненецкий автономный округ – специфическая пространственная среда, которая формируется в процессе освоения экстремальной географической и климатической среды обитания человека – Крайнего Севера, добыче и использовании его недр, решении социальных вопросов жизнедеятельности, поддержки и развития национальных видов деятельности коренного населения.

Экономика ЯНАО

Регион характеризуется высокой разобщенностью населенных пунктов, спецификой хозяйственной деятельности, более высокой коммуникационной плотностью городских поселений по сравнению с сельской местностью. Города и поселки расположены в основном вдоль Северной железной дороги между городом Инта и бывшей станцией Хальмер-Ю, а также на ее ответвлении – между станциями Сейда и Лабытнанги.

Численность населения ЯНАО , по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., составляет 546 526 человек. Русские и украинцы составляют большинство коренного населения. Этнический состав округа представляют около 20 народов. На территории ЯНАО проживает около 37 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера. Более 13 тыс. из них ведут кочевой образ жизни.

Доля городского населения в ЯНАО значительно выше средней по стране (84,9% и 73,1% соответственно). Половина городского населения ЯНАО сконцентрирована в двух крупнейших городах – Новом Уренгое и Ноябрьске. Прочие шесть городов относятся к средним и малым, в них проживает 43% городского населения, в поселках городского типа – 7,5%.

Численность сельского населения в округе устойчиво сокращается. Сельские населенные пункты Крайнего Севера крупные: в селах с численностью населения более 1 тыс. человек проживает 84% сельского населения округа (в среднем по России – 51%). Коренное население живет преимущественно в сельской местности. Плотность населения округа низкая – 0,7 чел. на кв. км.

Демографическая ситуация в округе характеризуется естественным приростом населения в среднем на 4–5 тыс. человек в год.

ЯНАО – один из пяти регионов России с самым высоким индексом инвестиционного рейтинга – 4,5% в общем объеме инвестиций РФ. В мае 2012 г. международным рейтинговым агентством Standard & Poors подтвержден рейтинг региона: «BBB» – «Стабильный».

По показателю «Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте» округ занимает лидирующие позиции среди других субъектов – 50,2% (в среднем по России – 20,3%).

Основным источником инвестиций в целом по стране являются привлеченные средства, в округе этот показатель на 15–20% выше среднероссийского. Доля бюджетных инвестиций в регионе в 5–6 раз ниже среднего по России.

В долларовом эквиваленте душевой ВРП Ямало-Ненецкого АО (около 40 тыс. долл. на человека) превышает душевой ВВП таких стран как Австрия, Бельгия, Швеция.

Ежегодный прирост ВРП в регионе составляет более 3 млрд. долларов США.

Однако экономика округа крайне узко специализирована. Кроме того, значительная часть произведенного продукта изымается в виде налогов в федеральный бюджет.

Экономика представлена следующими основными видами деятельности: промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, сельское и лесное хозяйство.

В структуре ВРП доли по видам деятельности в период 2010–2012 гг. распределялись таким образом:

  • добыча полезных ископаемых – 52–54%,
  • строительство – 16–18%,
  • транспорт и связь – 7–10%,
  • обрабатывающее производство – 1,5–2,5%,
  • оптовая и розничная торговля – около 7,5%.

Высокая доля строительства в ВРП обусловлена освоением новых месторождений и высокой стоимостью строительства в неблагоприятных условиях.

Наибольший удельный вес – около 62% (195,9 млрд. рублей) приходится на промышленное производство, представленное добычей полезных ископаемых, обрабатывающим производством, а также производством электроэнергии, газа и воды.

В регионе открыто 235 месторождений углеводородов, из них 63 находятся в промышленной разработке, 22 подготовлены к эксплуатации, на 150 ведутся геологоразведочные работы. Общий ресурсный потенциал региона по газу – 125 трлн. кубометров, по нефти и конденсату – 23 млрд. тонн.

На ЯНАО в настоящее время приходится 85% российской и 20% мировой добычи природного газа.

Добыча углеводородов в 2011 г. на территории составила: газа – 559,8 млрд. кубометров, нефти – 23,03 млн. т., конденсата – 11,4 млн. т. В 2011 г. прирост запасов категории «С1» составил: нефти – 49,8 млн. т., конденсата – 23,9 млн. т., газа – 286,5 млрд. кубометров. С 2007 по 2011 г. на Ямале открыто 20 новых месторождений углеводородов.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 1 января 2012 г. зарегистрировано 59 предприятий-недропользователей, которые владеют 223 лицензиями на геологическое изучение, поиски, разведку и добычу углеводородного сырья. В 2011 г. добыча нефти велась на 55 месторождениях 15 предприятиями. Добыча газа велась на 87 месторождениях 32 предприятиями.

В округе отмечается высокий, по сравнению с другими регионами, средний уровень заработной платы . По итогам 2011 г. среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере (41,6 тыс. рублей) составила 69,0% от среднеокружной (60,2 тыс. рублей), а в сельском хозяйстве (25,6 тыс. рублей) – только 42,5%. Наиболее высокий уровень заработной платы – в районах нефтегазодобычи, наиболее низкий – в сельских районах автономного округа.

Средняя величина прожиточного минимума для трудоспособного населения за 2011 г. в целом по автономному округу составила 10 990 рублей, для пенсионеров – 7 887 рублей, для детей – 9 697 рублей.

Средняя стоимость потребительской корзины на Ямале в 2011 г. составила 9686 рублей.

Покупательная способность населения в автономном округе одна из самых высоких в России. При этом в округе несравнимо более высокий, чем в целом по стране процент экономически активного населения при недостаточном развитии товарного производства и сферы услуг.

Как следствие, в Ямало-Ненецком автономном округе стабильно высокий внутренний спрос, что является привлекательным стимулом развития здесь бизнеса в таких секторах, как общественное питание (строительство ресторанов «фаст-фуд»), торговля (открытие гипермаркетов), услуги населению (строительство химчисток) и т.д.

Общий рост региональной экономики свидетельствует о высоких перспективах делового туризма, а растущий спрос на услуги отдыха, рекреации и развлечения как внутри региона, так и за его пределами – о растущей инвестиционной привлекательности туристской инфраструктуры.

Оленеводство и рыбодобыча на Ямале – этнообразующие отрасли.

В 2012 г. численность поголовья северного домашнего оленя в округе достигла 678,2 тыс. голов, из них в сельскохозяйственных организациях – 315,9 тыс. голов, в хозяйствах населения – 360,3 тыс. голов. Это самое крупное в мире поголовье домашнего северного оленя. Ямальские олени выпасаются на тундровых просторах в 47 млн. гектаров. В округе официально зарегистрировано 3000 оленеводческих бригад.

Размер частных и совхозных стад в ямальской тундре колеблется от полутора сотен до 3–5 тыс. голов.

Мясо северного оленя реализуется не только на внутреннем рынке, но и в странах Западной Европы. Ямал – единственный российский регион, прошедший процедуру сертификации мяса северного оленя по стандартам Евросоюза. В 2012 г. объем экспортируемой продукции составил 456 тонн.

Помимо мясной отрасли значительный ресурс развития имеет такая сфера хозяйствования, как переработка и выделка шкуры оленя.

Подавляющая масса коренного населения не имеет постоянного жилья в поселках. Единственным жилищем является чум, а местом прописки – «Ярсалинская» или «Сеяхинская» тундра, что зарегистрировано официально в паспортах у тундровиков. Ценность и практичность тундрового жилища определяется тем, сколько человек вмещает и обогревает это самодийское изобретение. В восьми чумах умещается более 60 взрослых и детей.

Основным способом передвижения для тундрового населения является передвижение на оленях.

Основной угрозой сохранению и развитию всех форм тундрового хозяйства и в качестве отраслей традиционной экономики региона, и как основы традиционного жизнеобеспечения коренного населения, является сокращение нетронутых промышленным освоением и чистых в экологическом отношении земель. Запасы природного газа и других полезных ископаемых не только принесли полуострову мировую славу, но и породили его современные экологические проблемы, вызванные, прежде всего, индустриальной деятельностью человека.

Анализ современных тенденций развития традиционной экономики Ямала показал наличие тесной зависимости сохранения комплексного характера в целом и отдельных отраслей хозяйства в частности от качественного и количественного состояния территорий традиционного природопользования. Сохранение и развитие традиционной культуры коренного населения Ямала в целом и этнического туризма, в частности, определяется этноэкологическим фактором и происходит там, где возможно осуществление традиционных занятий, предполагающих использование гео- и биоресурсов полуострова.

Большую часть валового сельскохозяйственного продукта региона производят 96 предприятий Ямала, в том числе: 29 сельскохозяйственных, 11 рыбодобывающих, 2 рыбоперерабатывающих предприятия и комплекс по глубокой переработке продукции оленеводства.

Масштабное освоение региона невозможно без соответствующего развития авиационного и железнодорожного сообщения. В настоящее время доставка значительного объема грузов на Ямал осуществляется морским транспортом в период летней навигации через порт Харасавэй.

В настоящее время на территории автономного округа действуют пять аэропортов с твердым искусственным покрытием (Надым, Новый Уренгой, Салехард, Ноябрьск, ведомственный аэропорт – Ямбург); и четыре – с грунтовым покрытием (Тарко-Сале, Красноселькуп, Толька и Мыс Каменный); остальные населенные пункты имеют вертолетные площадки.

Пассажирские авиаперевозки в города Ямала осуществляются шестнадцатью российскими авиакомпаниями.

Сеть автомобильных дорог на Ямале в настоящее время создается. Плотность автодорог с твердым покрытием в ЯНАО – в 20 раз ниже, чем в среднем по России. Дороги с твердым покрытием обеспечивают постоянную связь с общероссийской системой дорог только по направлению Надым – Сургут; четыре района округа не имеют автодорог круглогодичного действия; 99 из 118 населенных пунктов округа не имеют постоянной автотранспортной сети с административными центрами районов.

Железнодорожная система состоит из двух частей: Западной (линия Чум-Лабытнанги) и Восточной (линия Сургут-Новый Уренгой). Участки Коротчаево-Надым и Новый Уренгой-Ямбург находятся в стадии незавершенного строительства, их основное назначение сегодня – доставка грузов для обеспечения эксплуатации и обустройства нефтегазовых месторождений в северной части Надым-Пур-Тазовского региона, линейной части магистральных газопроводов и снабжение населения этого района всем необходимым.

Главный водный ресурс автономного округа – разветвленная озерно-речная система – 59 тыс. озер (крупнейшие – Ярато, Нейто, Ямбуто) и 48 тыс. рек (главные – Обь, Собь, Таз, Пур и Надым). Реки, озера и прибрежные воды Карского моря богаты рыбой.

Судоходство ведется по рекам Обь, Надым, Пур, Таз (к их бассейнам относятся все малые реки округа за исключением рек тундровой зоны). Реки судоходны только в короткий летний период – навигация продолжается не более 3–4 месяцев, а в северной части округа – с середины июля до середины сентября. Протяженность внутренних водных путей составляет 3621 км. Крупные порты расположены в городах Салехард и Надым, а также в поселках Уренгой и Тазовский.

Written by

Filed under: Регионы · Tags: , , , , ,

Добавить комментарий